Заявление Московского бюро по правам человека в связи со Всемирным днем беженцев 20 июня мир отмечает Всемирный день беженцев. До 2001 г. отмечался День африканских беженцев, что не случайно. Африканские беженцы – жители беднейшего континента – как и сейчас, составляли значительную часть потока беженцев. 4 декабря 2000 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла резолюцию 55/76, в которой она отметила, что в 2001 г. будет отмечаться пятидесятая годовщина Конвенции о статусе беженцев 1951 г. Одновременно ООН достигла соглашения с Организацией африканского единства (ныне Африканский союз), что международный День беженцев будет отмечаться одновременно с Днем африканских беженцев 20 июня. Беженцы – это часть мирового сообщества, испытывающая наибольшие страдания и тяготы жизни. Это люди, которые оказываются жертвами гражданских и международных войн, голода и нищеты, природных катаклизмов. Миллионы беженцев погибают, подвергаются изнасилованиям, становятся жертвами террора. Послевоенные преобразования в Европе, рождение новых законодательно-этических норм поставили проблемы беженцев в центр внимания европейских стран – все еще хорошо помнили уроки войны. Уже в наше время глобализация, резкий разрыв в уровне развития богатых стран и многочисленных беднейших стран, войны и междуусобицы привели к новым большим потокам беженцев, в массовом порядке перебирающихся в другие страны. Огромный наплыв беженцев, в свою очередь, создает большие проблемы для стран, где они оказываются, и связаны с их материальным обеспечением, юридическим оформлением их статуса, нередко конфликтами беженцев с местными жителями. Очень часто нет четкого разделения между нелегальными мигрантами, вынужденными переселенцами и беженцами, хотя на этот счет и существуют определения ООН. Российская Федерация является участником Конвенции 1951 года, касающейся статуса беженцев, а в 1993 г. приняла федеральный закон «О беженцах». Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в 1992 г. открыло свое представительство в Москве, а основная деятельность сосредоточена в регионах, где проживает наибольшее число лиц, находящихся в ведении Управления. Особое внимание уделяется беженцам, проживающим в городах, в частности, в Москве и Московской области и в Санкт-Петербурге. УВКБ ООН помогает "правительству Российской Федерации по созданию справедливой и эффективной системы предоставления убежища в соответствии с международными стандартами" и сама определяет свои функции следующим образом: - Мы содействуем развитию системы предоставления убежища, отвечающей международным стандартам и обеспечивающей полный и беспрепятственный доступ к процедуре определения статуса беженца и эффективную защиту беженцев. - Мы определяем и реализуем приемлемые долгосрочные решения для беженцев. - Мы содействуем присоединению к конвенциям о безгражданстве и получению гражданства лицами, не имеющими гражданства. - Мы занимаемся широким информированием и просвещением общественности и укрепляем потенциал организаций для привлечения финансовых средств на местном уровне. Проблема с беженцами в Российской Федерации (в отличие от трудовых мигрантов) стоит далеко не так остро, как во многих других странах, каждый год оставаясь в пределах 1 тыс. человек. В 2012 г. в стране зафиксировано 534 семьи беженцев, включающие 826 человек. Тем не менее, по данным ФМС на конец декабря 2011 г., количество беженцев растет: из 13 тыс. человек, обратившихся с 2006 по 2011 гг. к российским властям за предоставлением убежища, его получили более тысячи человек, т.е. около 10% всех обратившихся. Больше всего Россия принимает беженцев из Афганистана, далее, по статистике, идут мигранты из Грузии и из стран СНГ. Но при этом большое количество беженцев зафиксировано и из России, они бегут в Европу. Россия занимает второе место по количеству заявлений на получение статуса беженца, уступая только Афганистану: в 2010 г. было зафиксировано 19 тыс. заявлений от россиян, и 14% из них получили статус беженцев. 48% граждан России, обратившихся за убежищем в страны Европы, составляют дети. Отметим, львиную долю беженцев из России составляют жители северокавказского региона, пережившего войны и регулярно сталкивающиеся с террористическими актами. В ряде стран Европы существуют, например, уже целые чеченские диаспоры. Впрочем, российские официальные лица опровергают утверждения европейцев, заявляя о неверном характере подсчетов: 44% из тех, о ком говорится как о беженцах из России, не являются гражданами России. Это выходцы из бывших республик СССР. Много беженцев из Сомали, Ирака, Сербии, однако, парадоксальным образом, за статусом беженцев обращаются немало жителей самых развитых стран – Швеции, Великобритании, Германии и др. Разумеется, мотивации беженцев здесь другие и связаны, главным образом, с политическими причинами. Россия, в русле международных соглашений по беженцам, обязана принимать меры по их защите. Как сообщил глава ФМС Константин Ромодановский, Россия принимает серьезные законодательные меры по защите беженцев: «С января 2013 года будет введен документ беженца нового поколения с биометрическими данными. В Санкт-Петербурге был проведен эксперимент, отработаны технические моменты». Вместе с тем, представители УВКБ и эксперты отмечают, что ситуация с беженцами пока далека от идеальной как в России, так и в других странах Европы. Несмотря на создание единой системы предоставления убежища, в разных странах эти стандарты различаются. Да и существующие стандарты сплошь нарушаются. Учреждения, отвечающие за обеспечение элементарных прав беженцев, порой не имеют ни достаточных финансовых средств, ни инструментов для их содержания и адаптации. В результате беженцы нередко находятся в тяжелейших санитарных условиях в специальных лагерях, лишенные возможностей получить надлежащую медицинскую помощь, образование и т.д. Нередко в России (как и в других странах) по отношению к беженцам проявляют бесчеловечность. Зафиксированы случаи, когда беженцев из стран с тоталитарным режимом, которые бежали в Россию по политическим или религиозным мотивам, высылают обратно, где их наверняка ждут тюрьма и пытки. Причем порой это делалось без суда и следствия. Так, ЕСПЧ потребовал от России объяснить факт вывоза с территории страны в Таджикистан узбека Муроджона Абдулхакова, обвиняемого властями его родины в ваххабизме. Этот человек просил в России убежища, по мнению эксперта, «став жертвой политики Узбекистана по отношению к мусульманам». Однако вместо этого провел полтора года в СИЗО, а когда его выпустили, то его похитили и тайно вывезли в Таджикистан. Причем за аналогичное нарушение по высылке в Таджикистан ЕСПЧ уже наказывал Россию. Но незаконные действия осуществляются таким образом, что формально некому предъявлять претензии – всех людей якобы похищали неизвестные, надев жертвам мешки на голову. Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Беженцы существовали всегда, в любой период истории. И отношение к ним более благополучных государств, куда они стремятся, – это один из показателей цивилизованности этих государств. Отсюда не следует, что всех нелегальных мигрантов, желающих задержаться в стране, надо объявлять беженцами – но, по крайней мере, отношение к ним должно быть внимательным и гуманным. И России надо, в первую очередь, улучшать свой имидж в этой сфере. Но, разумеется, следует обратить внимание и на большое число российских граждан, которые обращаются за статусом беженца в другие страны. Это не красит нашу страну, и задача властей – добиться такого политического и социально-экономического климата, чтобы люди стремились приехать в Россию, а не покинуть ее».
|