В последнее время
политики стали приводить опыт Сингапура в качестве примера для Кыргызстана.
Чем примечательна это
страна? Сингапур – страна с небольшим населением в 5,2 млн. человек и общей
площадью территории в 5 раз больше города Бишкек. При этом ВВП Сингапура
составил 260 млрд. долл. в 2011 году, что превышает ВВП 46-миллионной Украины.
Объем прямых иностранных инвестиций (FDI) в Сингапур сопоставим с объемом
инвестиций в Россию.
Каким образом весьма
скромная по территории и населению страна добилась таких потрясающих
результатов? Эти результаты были достигнуты благодаря высокому уровню
экономической свободы сингапурских граждан. Экономическая свобода определяется,
как свобода производить, торговать и потреблять любые товары и услуги,
приобретаемые законным путем. Экономическая история показывает, что
универсальные принципы экономической свободы приносят процветание любой стране,
вне зависимости от ее начальных условий.
Для лучшего
понимания сути экономической свободы обратимся к 10 критериям, на основе которых
определяется индекс экономической свободы стран мира. Сингапур имеет наилучшие
показатели в мире по этим критериям после Гонконга. Ниже эти критерии, для
выразительности, будут представлены в идеале:
- Свобода бизнеса. Правовые рамки позволяют легко
и быстро открыть, вести и закрыть бизнес.
- Свобода торговли. Отсутствуют таможенные пошлины,
нетарифные барьеры сведены к минимуму. По легкости ведения торговли Кыргызстан
находится на 171 месте из 183 стран в рейтинге Doing Business 2012.
- Монетарная
свобода.
Отсутствует контроль цен и необеспеченное увеличение денежной
массы.
- осударственные
расходы. Чем
ниже госрасходы, тем лучше. В идеале госрасходы не превышают 15-17% от ВВП. В
2011 году госрасходы КР составили 34% от ВВП.
- Фискальная
свобода. В
основном характеризуется низкими налогами, не превышающими в совокупности 15-17%
от прибыли. Согласно отчету Doing Business 2012 компания среднего размера в
КР обязана уплатить налогов в размере 69% от прибыли. А потраченное время на
администрирование налогов составляет 210 часов или 26 рабочих дней в
году.
- Защита прав частной
собственности.
Государство обеспечивает защиту прав частной собственности и не допускает, в том
числе со своей стороны, нарушение этих прав.
- Свобода
инвестиций.
Отсутствуют барьеры для притока и оттока инвестиционного капитала. Физическим и
юридическим лицам разрешается перемещение своих ресурсов внутри и между странами
без каких-либо ограничений.
- Финансовая
свобода.
Отсутствует государственный контроль и вмешательство в финансово-банковский
сектор.
- Свобода от
коррупции.
Коррупция разрушает экономическую свободу путем привнесения ненадежности и
неопределенности в хозяйственные отношения. В странах с высоким уровнем
экономической свободы наблюдается низкий уровень коррупции, так как устраняется
первопричина коррупции – зарегулированность законодательства и, как следствие,
экономики.
- Свобода труда. Основой трудовых отношений
является контракт, а не трудовой кодекс.
Исследования
указывают на прямую корреляцию: доходы стран с высоким уровнем экономической
свободы в 5 раз превышают доходы стран с низким уровнем экономической свободы.
Почему экономическая свобода приносит быстрые и ощутимые результаты в отличие от
государственного планирования и регулирования экономики? Почему сокращение
экономических функций государства и передача ответственности за принятие
экономических решений предпринимателям приводит к стремительному росту
благосостояния всего общества? На концептуальном уровне, это объясняется тем,
что частные предприниматели обладают индивидуальной релевантной информацией о
своих ресурсах и предприятиях, что позволяет им принимать эффективные и
продуктивные решения. Предприниматели также имеют мощный стимул в виде механизма
прибылей и убытком. Другими словами, при принятии правильных решений
предприниматель получает прибыль, при ошибочных решениях терпит убытки.
Государство, в лице чиновников, не может принимать эффективные экономические
решения, так как не может обладать и, следовательно, проанализировать всю
необходимую информацию, имеющуюся у предпринимателей. Вдобавок к этому в
государственной системе отсутствует механизм поощрения и наказания. Чиновники
распоряжаются бюджетными средствами, то есть издержки и потери вследствие их
неправильных решений несет третья сторона – налогоплательщики. Подытожив
вышесказанное, можно сделать следующий вывод: наилучший экономический эффект
достигается в условиях, когда государство обеспечивает прозрачные и надежные
правовые рамки для функционирования рынка и минимизирует свое влияние на
экономику. Роль государства – быть нейтральным арбитром, следящим за соблюдением
правил игры всеми участниками. Для Ли Куан Ю, отца экономического чуда
Сингапура, такое видение было основополагающим. Сингапур, достигнув второго
места в мировом рейтинге экономической свободы после Гонконга, уже несколько
десятилетий уверенно удерживает свою высокую позицию. Эта страна превратилась в
тихую благодатную гавань для инвесторов с предсказуемой в долгосрочном периоде
политикой власти.
Сможет ли Кыргызстан
повторить опыт этого «азиатского тигра»? К сожалению, такой вариант развития
событий маловероятен. Улучшение экономической свободы предполагает устранение
государственных барьеров и сокращение функций и полномочий власти в сфере
регулирования экономики. Вопрос о готовности власти идти на такие меры звучит
риторически. Мы находимся в ситуации, когда зависимость может быть излечена
только самим зависимым, что, по сути, практически невозможно. Почему же тогда
политики заговорили о Сингапуре? Я вижу две причины. Первая причина: политики не
знают или не понимают принципы экономической свободы, иначе бы они не упоминали
опыт этой страны. Вторая причина: Сингапур – образец быстрых и эффективных
реформ, проведенных авторитарной властью. Причем политики склонны делать акцент
на авторитарной власти в качестве объяснения причины успешности Сингапура.
Сингапур представляет собой симбиоз ограниченных политических свобод и
экономической свободы. Такие политические системы обычно свойственны
монархическим странам.
Поклонникам
сингапурских реформ, идеализирующих Ли Куан Ю, следует понимать, что для него,
последовательное улучшение показателей экономической свободы было единственным
возможным путем к процветающей экономике в условиях полного отсутствия природных
ресурсов и ограниченности территории. При наличии природных или иных ресурсов,
Сингапур, скорее всего, стал бы авторитарной, коррумпированной страной с
диагнозом «проклятие ресурсов». Политики во всем мире воздерживаются от
проведения прогрессивных реформ, стараясь сохранить статус-кво или усилить свои
позиции. Реформы происходят только под давлением объективных и субъективных
факторов.
Все же, станем ли мы
свидетелями изменений в КР, если доверить всю полноту власти одному человеку –
нашему «Ли Куан Ю»? Как показывает горький опыт нашей страны, единовластие
приводит вместо положительных результатов к монополии и концентрации ресурсов
страны в руках узкой группы лиц. На мой взгляд, Кыргызстану предпочтительнее
следовать примеру таких стран, как Австралия, Новая Зеландия, Швейцария, Канада,
Эстония. Эти страны имеют парламентскую форму правления, которая способствует
плюрализму мнений и сохранению политических свобод. При этом граждане этих
странах экономически свободны и, как следствие, наслаждаются высоким качеством
жизни.
Азис Иса
Глава отдела
исследований CAFMI
|